Статьи

Как я ознакамливался с отчетами РАО, ВОИС и РСП

Многие знают, а кто не знает, тем я сейчас расскажу, что каждый аккредитованный ОКУП обязан ежегодно сдавать отчет о своей деятельности в уполномоченный гос. орган (п. 6 ст. 1244 Гражданского кодекса). Сначала таким органом была Росохранкультура, и все отчеты сдавались туда.

Но в 2011 году Росохранкультура была упразднена, а ее функции по надзору за ОКУПами и по приему у них отчетов были переданы Министерству культуры (Указ Президента РФ от 08.02.11 №155).

Функции передали, а что же стало с теми отчетами, которые РАО, ВОИС и даже один раз РСП ранее сдали в Росохранкультуру?
Были ли они переданы Минкульту вместе с функциями?

Таки нет, не были. Росохранкультуры нет, Минкульт не в курсе, отчеты неизвестно где. Точнее, известно где - их поглотила реорганизационная энтропия.

Подача запроса в Минкульт
Решил я, значит, с этими отчтами ознакомиться, подал запрос в Миинистерство о предоставлении мне (1) сведений о том,
где ОКУПы публиковали свою отчетность и, самое интересное, (2) копий самих отчетов. Запрос был подан в порядке 8-ФЗ от 09.02.2009 г. "Об обеспечении доступа к информации..." - это может сделать каждый.
В своем ответе Минкульт скромно промолчал по вопросу публикации отчетности, а по самим отчетам вместо того, чтобы выдать копии, предложил записаться на прием к Вере Сергеевне Чумаченко и почитать отчеты за 2011 год в самом министерстве. Так я и сделал.

Что характерно, Чумаченко Вера Сергеевна ранее неоднократно представляла в судах интересы РСП. То есть сейчас как сотрудник Минкульта она занимается тем, что контролирует, не нарушает ли РСП - ее бывший (или не бывший) доверитель - закон, вовремя ли он сдает и публикует отчеты и т.п.

На мой взгляд, это весьма коррупциогенная ситуация.

Процедура ознакомления с отчетами в Минкульте
Однако хитрый план зафоткать отчеты, а потом изучать их дождливым осенним вечером, сидя в кресле-качалке, провалился. При виде фотоаппарата любезная сотрудница Минкульта сообщила мне голосом Маргарет Тэтчер: "Директор фотографировать запретил!" и сделала такое движение плечами, что сразу стало понятно - вступать в дискуссию о правах и полномочиях - полный бесперспективняк.

Логично рассудив, что лучше цифры в руках, чем отчет в небе, а просудиться за копии отчетов можно будет и потом, я достал из портфеля толстую черную тетрадь, уселся поудобнее и заявил, что в таком случае я отчеты перепишу. И было так, и читал я отчеты, и выписывал из них всякие сведения, и удивлялся тому, что видел.

Состояние отчетов и возможность их подмены
А удивлялся я вот чему. Из всех отчетов за 2010 год вырваны прошивочные нитки - те, которые приклеиваются листочком с надписью "прошито и пронумеровано N листов". Только на ВОИСовском кусочек ниточки болтается. Отчеты, таким образом,
представляют собой просто стопочку листиков в файлике.

Я это не к тому, что в любом отчете можно в любой момент подменить любые данные - сверять же их все равно не с чем. Хотя, с учетом того, что в Минкульте работают бывшие ОКУПовцы - никакой сложности это не представляет. Просто весьма странный обычай обычай делопроизводства :)

Журналы "Копират и музыка"
Согласно данным, которые РАО и ВОИС представили в Министерство культуры, их отчеты за 2009 и 2010 годы были опубликованы в журнале "Копирайт и музыка" в номерах №1 (ноябрь 2010) и №3 (декабрь 2011).

Смотрим на сайт Роскомнадзора и видим, что журнал "Копирайт и музыка" был зарегистрирован только в конце октября 2011 года, поэтому номер первый этого журнала никак не мог выйти в ноябре 2010 года. Повод задуматься, однако. Повод покопаться. 

Оказалось. что:
      "Копирайт и музыка" - это не один журнал, а целых два. Правда, один уже прикрыт.Журналы издавались разными издательствами: ООО "Титул-право" и ЗАО "Интернешнл Мьюзик Групп".
      Оба издательства аффилированы с руководством ВОИС и РАО (мы же помним, что это почти одно и те же люди) - доверить публикацию отчетов незаинтересованному добросовестному издательству товарищи не решились.
      Один журнал нати невозможно, вто втором отчетов нет.
      Ремарка.
      Есть мнение, что регистрация второго общероссийского СМИ "Копирайт и
      музыка" в то время, когда еще существовал первый журнал, является
      повторной регистрацией в смысле ст. 9 закона о СМИ. При таких условиях регистрация второго журнала была незаконной, а публикация в нем отчета не может считаться надлежащей.

      Первый журнал, ООО "Титул-Право"
      Сначала журнал Копирайт и право" с номером свидетельства ПИ ФС77-41287 издавался ООО "Титул-право".

      "Титул-Право" является соучредителем НП "Национальное музыкально-просветительское общество" - одного из агентов ВОИС, занимающегося сбором денег с кафешек и ресторанчиков.

      В 2011 году "Титул-право" было слито на номиналов-космонавтов (сейчас единственный участник - Замирбек Сражидинов), а потом запущена процедура ликвидации.

      Параллельно 26.02.2012 г. по иску Роскомнадзора Бутырский суд признал недействительным свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ибо новые номера не выходили в свет больше года.

      Итог: юр. лица нет, журнала нет, обязательных экземпляров нет. Концы в воду.

      Второй журнал. ЗАО "Интернешнл Мьюзик Групп"
      Второй журнал, свидетельство ПИ № ФС 77-47114, издается ЗАО "Интернешнл Мьюзик Групп" - тоже аффилированным
      лицом, опять не смогли доверить публикацию отчетов кому-нибудь незаинтересованному.

      Генеральный директор этого издательства - Вальдес-Мартинес Ирина Юрьевна - носит ту же фамилию, что и Вальдес-Мартинес Эрик Раулевич, который в ВОИС и в РСП является замом Генеральных директоров и возглавляет международные отделы. Такое вот совпаденьице.

      Обязанность по предоставлению обязательного экземпляра редакция не исполняет. Журнал никак не распространяется, подписки на него нет. Однако он нашелся в Ленинской библиоттеке - как раз №3 за декабрь 2011, где должны были быть отчеты за 2010 год.

      Тираж для для общероссийского СМИ весьма скромный - всего 500 экземпляров. Почему-то не стремятся товарищи широко распространяться о своей деятельности в точных цифрах.

      Что можно сказать, журнал неплохой: качественная бумага, без рекламы, эффектная девушка на обложке.

      Но в данном конкретном номере был весьма существенный недостаток: отчетов ОКУПов в нем нет, в смысле - совсем нет.

      ВЫВОДЫ:


      1. Отчеты РАО за 2008, 2009 и ВОИС за 2009 год похоронены вместе с Росохранкультурой. Что было в тех отчетах, публиковались ли они, сейчас узнать не представляется возможным.
      2. Имеется фиктивное СМИ - журнал "Копирайт и музыка", в котором, по утверждению якобы были опубликованы отчеты РАО, ВОИС и РСП за 2010 год. Но в журнале отчетов нет.
      3. Неустановленные лица из числа руководства РАО и ВОИС сообщили уполномоченному государственному органу - Минкульту - заведомо ложные сведения о том, что отчеты, якобы публиковались.
      4. Ответственные должностные лица Минкульта, халатно относясь к своим должностным обязанностям, не проверили исполнение поднадзорными организациями обязанности по публикации ежегодных отчетов.
      5. В Минкульте отчеты хранятся в расшитом виде как стопочка листочков, так, что можно в любой момент содержание отчета подменить.

      авторское право